ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
19 апреля 2017 г. на совместном съезде произошло объединение Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности, Профсоюза машиностроителей Российской Федерации, Российского профсоюза работников текстильной и легкой промышленности и учреждение Российского профсоюза работников промышленности (РОСПРОФПРОМ).
На съезде были избраны руководящие органы профсоюза – центральный комитет и Ревизионная комиссия профсоюза, утверждены Устав профсоюза, Основные направления деятельности на 2017-2022 годы и резолюции съезда: О правовом положении членов профсоюзов, О социальном партнерстве, О правовой защите членов профсоюза, Об охране труда и О финансовом обеспечении деятельности профсоюза.
В последующий период центральным комитетом и президиумом профсоюза рассмотрены и утверждены основные нормативные документы профсоюза, а также проведена работа по реорганизации территориальных организаций объединившихся профсоюзов.
История РОСПРОФПРОМ – это история объединившихся профсоюзов.
* * *
История
Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности
Первые массовые профессиональные союзы в России стали создаваться в период первой русской революции 1905-1907 годов в условиях отсутствия элементарных политических и гражданских прав трудящихся, охраны их труда, жестокой эксплуатации, низкой заработной платы.
В 1918 г. был образован Всероссийский союз металлистов, в структуру которого вошли и профсоюзные организации предприятий военно-промышленного комплекса (После разукрупнения в 1931 г. образован Союз рабочих общего машиностроения, позже – Профсоюз рабочих военно-металлической промышленности.
Дальнейшее развитие профсоюзного движения в условиях советского государства показало, что хотя функции профсоюзов в зависимости от задач дня менялись, они всегда были активными участниками государственного и хозяйственного строительства, решения социальных задач.
Становление профсоюза, его организационной структуры в 1920-1930 годы проходило нелегко, нередко с нарушениями норм профсоюзной демократии. В большинстве заводских комитетов их председатели назначались «сверху», велика была их сменяемость, коллективное руководство сводилось к администрированию.
Однако неверно было бы сегодня оценивать работу профсоюза, его органов и организаций в тот период лишь в негативном свете.
В годы социалистического строительства и индустриализации профсоюз и его организации активно защищали социально-экономические права рабочих и служащих, были организаторами социалистического соревнования, проявляли заботу о развитии производства и на этой основе – об улучшении условий труда и жизни работающих и членов их семей, повышении их материального благосостояния, удовлетворении их духовных потребностей, создании условий для занятий физической культурой и спортом.
За прошедшие годы профсоюз пережил неоднократные изменения структуры, слияния и разукрупнения, изменения наименования.
5 сентября 1934 г. IV пленум Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов (ВЦСПС) принял решение о разукрупнении Союза рабочих машиностроительной промышленности и образовании Профсоюза рабочих военно-металлической промышленности. Его преемником стал Всероссийский профсоюз работников оборонной промышленности.
В июне 1939 г. Профсоюз рабочих военно-металлической промышленности был разукрупнён на Профсоюз рабочих промышленности боеприпасов (в 1946 г. объединён с Профсоюзом сельскохозяйственного машиностроения) и Профсоюз рабочих промышленности вооружения СССР, переименованный в декабре 1949 г. в Профсоюз рабочих машиностроительной промышленности.
Неоценима роль профсоюза в годы Великой Отечественной войны советского народа. В тяжелейших условиях профсоюз и его организации делали всё возможное и невозможное для Победы, организуя на предприятиях соревнование по увеличению выпуска необходимого фронту вооружения и военной техники, обеспечивая условия труда и отдыха работников эвакуируемых на Восток страны оборонных предприятий. Тысячи активистов и профсоюзных работников ушли на фронт и пали в борьбе за независимость нашей Родины.
После войны большая работа проводилась профсоюзом и его организациями по восстановлению народного хозяйства.
В апреле 1953 г. профсоюз был объединен с Профсоюзом рабочих авиационной промышленности и получил наименование Профсоюз рабочих оборонной промышленности. Но уже в декабре 1953 г. был вновь разукрупнен на два профсоюза, которые в августе 1957 г. снова были объединены в Профсоюз рабочих авиационной и оборонной промышленности.
В феврале 1977 г. по решению президиума ВЦСПС произошло его разделение и образование трёх профсоюзов – рабочих (позже – работников) оборонной промышленности, трудящихся авиационной промышленности и работников общего машиностроения.
После распада СССР 19 декабря 1991 г. на Учредительной конференции был образован Всероссийский профсоюз работников оборонной промышленности.
В 1991 г. После распада СССР было создано Международное объединение профсоюзов работников оборонной промышленности (МОПРОП), в которое вошли оборонные профсоюзы России, Азербайджана, Белоруссии и Украины.
Первым председателем Центрального комитета Профсоюза рабочих военно-металлической промышленности с 1934 г. по 1937 г. был М.М. Романов, с 1901 г. работавший чернорабочим, токарем, фрезеровщиком на ряде заводов. В 1917 г. он член заводского комитета Сормовского завода, а с 1920 по 1922 годы – директор Мотовилихинского орудийного завода. С 1922 по 1934 годы М.М. Романов — член президиума ЦК Союза рабочих металлистов, заместитель, а позже – народный комиссар труда РСФСР. В 1938 г. по ложному обвинению был репрессирован и погиб. Реабилитирован в 1956 г.
Первым председателем воссозданного в 1977 г. Профсоюза рабочих оборонной промышленности стал В.И. Лапшин. Начав трудовую деятельность в 1941 г. трактористом торфопредприятия, он прошёл путь от инженера до начальника Специального конструкторского бюро Ковровского завода имени В.А. Дегтярёва. После нескольких лет работы секретарём по промышленности и строительству Владимирского обкома КПСС был избран председателем Центрального комитета профсоюза рабочих оборонной промышленности.
Деятельность на посту председателя ЦК профсоюза с 1989 по 1996 годы С.И. Шуклина, бывшего председателя Пермского обкома профсоюза рабочих оборонной промышленности, а затем – секретаря ЦК профсоюза, совпала с изменениями, связанными как с периодом перестройки в стране, так и с началом реформирования профсоюзов. Им был внесён весомый вклад в демократизацию жизни и деятельности профсоюза, отход от излишней заорганизованности и формализма в работе профсоюзных органов.
С 1996 г. председателем профсоюза неоднократно избирается А.И. Чекменёв.
На 1 января 2017 г. ОБОРОНПРОФ насчитывал 198015 членов профсоюза (в том числе 194423 среди работающих), 238 первичных и 22 территориальные организации профсоюза.
* * *
История
Профсоюза машиностроителей Российской Федерации
История профсоюзного движения в машиностроении была сложной, профсоюз переживал взлеты и падения, активно боролся за права рабочих в предреволюционные годы, участвовал в индустриализации страны, вложил свои силы в победу в Великой Отечественной войне, в послевоенное восстановление страны.
Датой рождения профсоюзного движения машиностроителей стал 1905 год, когда были созданы первые профсоюзные организации на отдельных машиностроительных предприятиях Санкт-Петербурга, Москвы и Брянска.
После революции 1905-1906 годов деятельность многих профсоюзных организаций была запрещена или ограничена. За 1906-1908 годы было закрыто 497 профорганизаций, арестовано около 400 профактивистов. Многие союзы металлистов перешли на нелегальное положение и продолжали борьбу за интересы рабочих.
В апреле 1917 г. состоялось учредительное собрание Петроградского Союза металлистов. Правление Союза обратилось ко всем рабочим-металлистам России объединиться в единый Всероссийский союз, установило связи со всеми профсоюзными организациями страны и стало выполнять функции Центрального комитета профсоюза. В декабре 1917 г. объединились металлисты мальцевских заводов (ныне БМЗ) и впервые разработали тарифное соглашение.
В январе 1918 г. состоялся первый Учредительный съезд профсоюза металлистов России, который стал одним из крупнейших профсоюзов страны. На заводах стали создаваться заводские комитеты профсоюза. В условиях разрухи и восстановления народного хозяйства Союзу металлистов пришлось взять на себя многие важнейшие функции, в т.ч. по участию в управлении промышленностью.
В дальнейшем профсоюз металлистов внес весомый вклад в индустриализацию страны, активно влияя на вопросы организации производства, повышения производительности труда, организацию социалистического соревнования, рационализации, воспитательной работы. Большое значение имело движение ударных бригад, широко распространившееся в металлообработке. Профсоюзные организации создавали кружки техминимума и повышения квалификации, проводили конкурсы на лучшее освоение техники. На большинстве заводов были организованы стахановские школы, развернулось движение многостаночников.
Из профсоюза металлистов в те годы вышли известные организаторы и руководители промышленности, государственные деятели — Г.И. Петровский, М.И. Калинин, К.Е. Ворошилов, В.В. Шмидт, Н.М. Шверник. Большим авторитетом среди рабочих пользовался И.И. Лепсе, который с 1918 по 1920 год возглавлял Петроградский Союз металлистов, а с 1920 по 1929 год был председателем ЦК профсоюза металлистов.
В 1931 г. из профсоюза выделился профсоюз металлургов, а к 1938 г. в машиностроении было уже 9 профсоюзов: рабочих тяжелого, среднего, транспортного, автомобильного, сельскохозяйственного машиностроения и др.
В годы Великой Отечественной войны профорганы машиностроителей организовывали движение фронтовых бригад, способствовали ускорению производства оборонной продукции, а в конце войны и в послевоенный период — восстановлению народного хозяйства.
В послевоенные годы профсоюзы машиностроителей осуществляли контроль за деятельностью администрации предприятий в вопросах оплаты труда, охраны труда и здоровья, участвовали в планировании производства и социальной сферы, управляли средствами государственного социального страхования, организовывали соцсоревнования, активно способствовали развитию физкультуры, спорта, туризма, культуры, отдыха трудящихся и их детей, участвовали в строительстве и распределении жилья.
В 1954 г. состоялся съезд профсоюза рабочих машиностроения, на котором произошло объединение ряда профсоюзов машиностроителей. В 1965 г. из него выделился профсоюз работников судостроительной промышленности, а в 1977 г. произошло его разделение — были образованы профсоюзы рабочих автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, рабочих тяжелого машиностроения, машиностроителей и приборостроителей.
С 1967 по 1977 годы профсоюз рабочих машиностроения возглавлял Н.В. Драгунов, который далее до 1982 г. был председателем профсоюза рабочих автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения. С 1977 по 1990 годы профсоюз рабочих тяжелого машиностроения возглавлял Н.И. Зиновьев, профсоюз машиностроителей и приборостроителей — А.Я. Рыбаков, с 1991 по 2007 годы профсоюзом машиностроителей РФ руководил Г.А. Трудов
В новых условиях экономических и политических реформ, после долгих лет неразрывной работы с партийными и государственными структурами, в профсоюзах утвердилась независимость от этих органов, получили большую самостоятельность первичные организации. Появилось большое количество новых профсоюзов, получили развитие социальный диалог и партнерство с различными структурами.
В связи с ускоренным внедрением рыночных отношений в экономике страны, отставанием правовой базы в области труда, рядом других причин профсоюз машиностроителей столкнулся с большими проблемами в деле защиты прав и интересов работников отрасли в вопросах оплаты труда, занятости, охраны труда и здоровья, сохранения социальных гарантий. В этих условиях профсоюз находит новые формы и методы деятельности по защите прав и интересов работников, усиливая давление на правительство, собственников и администрацию предприятий. В практику деятельности профсоюза все прочнее входят переговоры и заключение соглашений, акции протеста, единство и солидарность профсоюзных действий перед лицом наступления капитала.
В этот период произошли дальнейшие организационные изменения в профсоюзе, связанные с распадом СССР, изменением структуры управления отраслью, с внутрисоюзными проблемами.
В марте 1991 г. был создан Профсоюз работников тяжелого машиностроения РСФСР, переименованный позднее в Профсоюз машиностроителей России. В декабре 1991 г. образовался Российский профсоюз машиностроителей и приборостроителей. 16 февраля 1995 г. эти профсоюзы объединились, образовав единый Профсоюз машиностроителей Российской Федерации.
В 1991 г. было создано Международное объединение профсоюзов металлистов, в которое вошли профсоюзы России, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Молдовы и Украины.
С 2007 г. председателем Профсоюза машиностроителей Российской Федерации избирается Н.П. Шатохин.
На 1 января 2017 г. РОСПРОФМАШ насчитывал 161330 членов профсоюза (в том числе 122935 среди работающих), 441 первичную и 43 территориальные организации профсоюза.